Анализ системы управления нежилым имуществом города Санкт-Петербурга позволяет сделать заключение о том, что современное состояние управления неэффективно, т.к. сдача в аренду основывается на субъективных оценках чиновников, а не на рыночных механизмах эконометрической оценки доходности и риска. У КУГИ СПб нет научно-обоснованной методики по оценке предприятий, подавших заявки на участие в конкурсе, как строительно-подрядных, так и арендных организаций, хотя в нормативных документах Администрации города прописана данная функциональная обязанность. Нами предложена методика, на основе которой КУГИ СПб способно осуществлять конкурсное управление нежилым городским фондом, как в части строительных, подрядных работ, так и сдачи помещений в аренду. В рамках методики и автоматизации процессов конкурсного управления необходимо ввести следующие функциональные обязанности КУГИ СПб:
· Осуществлять на регулярной основе сбор статистического материала публичной отчетности строительно-подрядных организаций СПб, а также потенциальных организаций арендаторов. На их базе должны строиться среднеотраслевые нормативные модели. Данный процесс должен быть автоматизирован.
· Все участники конкурсов, тендеров должны подавать публичную отчетность, заверенную налоговой службой, за последние 3 года, в том числе и на электронных носителях и сравниваться с базой данных КУГИ СПб.
Нами предложена схема экономико-организационного механизма по управлению городским имуществом на примере введения в рыночный оборот нежилого помещения. В данном подходе используется не административное давление, а исключительно рыночные механизмы. В настоящее время при проведении конкурсного отбора претендентов специалисты КУГИ в основном опираются на субъективно-интуитивный подход, который в лучшем случае дополняется такими размытыми критериями, как время работы на рынке претендента, а также его добросовестности и эффективности. Последний критерий эффективности можно трактовать в разных контекстах, а именно эффективность в рамках своей фирмы или эффективность по отношению к интересам города. Вполне очевидно или, во всяком случае, с достаточной долей вероятности можно утверждать, что подобный поход вряд ли будет способствовать развитию строительного рынка, а не его неизбежной монополизации, формированию на нем социально-обоснованных цен, снижению рисков и как следствие повышению доходности по управлению городским имуществом.
В методике предлагается снизить уровень необъективности при проведении конкурсов на основе проведения КУГИ на регулярной основе финансовой ежеквартальной оценки всех строительных организаций, работающих на территории СПб. Поэтому в объеме публичной отчетности строительных фирм осуществляется расчет среднеотраслевых финансовых показателей в объемах и с помощью эконометрических методов, описанных в методике. Кроме этого дополнительно осуществляется построение и оценка коридоров эффективности управляемости, рисков по каждому показателю, который объективно сложился на строительном рынке за исследованный период. Это позволит осуществлять на объективной основе оценку и ранжирование любого из конкурсантов по критерию рисков. Эта оценка должна проводиться по каждому из предложенных показателей. В дальнейшем, просуммировав все показатели – их баллы, можно отобрать фирмы с минимальным риском, т.е. с минимальным баллом. Такой подход практически исключает субъективность и формирует открытость, объективность конкурсного отбора. Специалисты КУГИ, не связанные с конкурсом, также должны параллельно проводить оценку и сметирование. На основании полученных данных осуществляется укрупненное построение эконометрических моделей, что позволяет рассчитать стоимостную, временную оценку, а также присвоить каждому из претендентов свой балл, аналогичному оценке рисков. В итоге победителем является та организация, которая набрала минимальный балл. Такой метод позволит КУГИ обеспечить максимальную доходность и минимальные риски и соблюсти объективность при отборе строительной организации. Аналогичным образом осуществляется оценка доходности и рисков в отношении организаций арендаторов. Следует подчеркнуть, что необходима публичность конкурса и публикации его результатов в Internet, совместно со среднеотраслевыми нормативами, как по финансовым показателям, так и по нормативам смет. Открытость информации позволяет использовать эти данные в своей практической деятельности различным заинтересованным организациям: кредиторам, поставщикам, потребителям, инвесторам, банкам, страховым компаниям, обществу потребителей, налоговым службам, финансовому комитету при планировании, администрации СПб и общественности в целом. В результате Администрация города сможет перейти от декларирования открытости, инвестиционной привлекательности СПб к реальным шагам. Учитывая, что данная методика в своей основе опирается на программное обеспечение нашей технологии "Инвест" (www.idiinvest.narod.ru), то весь описанный процесс будет максимально автоматизирован и потребует от сотрудников КУГИ минимальных затрат.
Рис.1.Среднеотраслевая модель строительных организаций по региону (СПб). |
Приложение в краткой форме.
Баланс |
2003 |
2004 |
Абс. Откл |
% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
2224 |
2696 |
472 |
121,2% |
Дебиторская задолженность |
66425 |
95558 |
29133 |
143,9% |
Запасы |
7891 |
13425 |
5534 |
170,1% |
Всего оборотных средств |
76540 |
111679 |
35139 |
145,9% |
Основные средства (остаточная стоимость) |
31373 |
31338 |
-35 |
99,9% |
Итого Активов |
107913 |
143017 |
35104 |
132,5% |
Кредиторская задолженность |
51939 |
77592 |
25653 |
149,4% |
Векселя к оплате |
0 |
249 |
249 |
|
Задолженность по заработной плате и налогам |
27840 |
35963 |
8123 |
129,2% |
Всего краткосрочных пассивов |
79779 |
113555 |
33776 |
142,3% |
Ипотечный кредит |
0 |
0 |
0 |
|
Обыкновенные акции |
23391 |
23995 |
604 |
102,6% |
Нераспределенная прибыль |
4743 |
5467 |
724 |
115,3% |
Всего источников |
107913 |
143017 |
35104 |
132,5% |
Вертикальный анализ |
2003 |
2004 |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
2,1% |
1,9% |
Дебиторская задолженность |
61,6% |
66,8% |
Запасы |
7,3% |
9,4% |
Всего оборотных средств |
70,9% |
78,1% |
Основные средства (остаточная стоимость) |
29,1% |
21,9% |
Итого Активов |
100,0% |
100,0% |
Кредиторская задолженность |
48,1% |
54,3% |
Векселя к оплате |
0,0% |
0,2% |
Задолженность по заработной плате и налогам |
25,8% |
25,1% |
Всего краткосрочных пассивов |
73,9% |
79,4% |
Ипотечный кредит |
0,0% |
0,0% |
Обыкновенные акции |
21,7% |
16,8% |
Нераспределенная прибыль |
4,4% |
3,8% |
Всего источников |
100,0% |
100,0% |
Рис. 1. Динамика изменения активов баланса. |
Рис. 2 Динамика изменения пассивов баланса. |
Наименование |
Отраслевые показатели |
Темп роста |
2003 |
2004 |
Коэффициент текущей ликвидности (к-т покрытия) |
1,072 |
3% |
0,9594 |
0,98 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,941 |
1% |
0,86 |
0,87 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,033 |
-15% |
0,03 |
0,02 |
Наименование |
Отраслевые показатели |
Темп роста |
2003 |
2004 |
Коэффициент оборачиваемости запасов (ITR) |
8,834 |
-3% |
7,243 |
7,009 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности (DSO), в днях. |
298,1 |
14% |
418 |
366 |
К-т Фондоотдачи (FAUr) |
2,642 |
65% |
1,822 |
3,003 |
К-т Ресурсоотдачи (TATr) |
0,739 |
24% |
0,530 |
0,658 |
Наименование |
Отраслевые показатели |
Темп роста |
2003 |
2004 |
Доля заемных средств, %. |
67,8% |
-7% |
74% |
79% |
Наименование |
Отраслевые показатели |
Темп роста |
2003 |
2004 |
Рентабельность реализованной продукции (NPM), % |
8,0% |
-30% |
8,30% |
5,81% |
Рентабельность продаж, % |
11,4% |
11% |
7,58% |
8,42% |
Рентабельность затрат, % |
14,2% |
12% |
8,16% |
9,17% |
Коэффициент генерирования доходов (ВЕР), % или Рентабельность авансированного капитала |
8,3% |
57% |
3,10% |
4,87% |
К-т Рентабельности активов (ROA), % |
5,8% |
-13% |
4,40% |
3,82% |
Рентабельность собственного капитала (ROE), % |
20,2% |
10% |
16,86% |
18,56% |
Рентабельность основных средств, % |
20,5% |
15% |
15,12% |
17,45% |
|
|||||||||||||
Рис. 3. Схема экономико-организационного механизма по управлению городским имуществом |
Рис. 4. Среднеотраслевая модель коэффициента текущей ликвидности. |
CR= 1/n * SYi / Хi »1,0719
CRх=Min(1/n * SYi / Хi) » 0,7405
CRл=Max(1/n * SYi / Хi) » 1,4442
Таблица 6.
Коэффициенты ликвидности |
|||
|
CR |
QR |
AR |
ОАО 2003г. |
0,959 |
0,86 |
0,028 |
ОАО 2004г. |
0,983 |
0,865 |
0,024 |
MX |
1,072 |
0,941 |
0,033 |
Min |
0,741 |
0,62 |
0,019 |
Max |
1,444 |
1,28 |
0,047 |
Шаг |
0,141 |
0,132 |
0,006 |
5 группа риска |
0,881 |
0,752 |
0,024 |
4 группа риска |
1,022 |
0,884 |
0,03 |
3 группа риска |
1,163 |
1,016 |
0,036 |
2 группа риска |
1,303 |
1,148 |
0,042 |
1 группа риска |
1,444 |
1,28 |
0,047 |
Риск 2003г. |
4 |
4 |
4 |
Риск 2004г. |
4 |
4 |
5 |
Таблица 7.
Укрупненных элементов прямых затрат в ценах 1984 г. |
||||
|
% |
Цены на 1984 г. |
Коэффициенты, Min |
Коэффициенты, Max |
Материальные затраты, руб. |
|
1740 |
58,12 |
67,44 |
Эксплуатация машин, руб. |
|
68 |
47,12 |
58,11 |
Основная зарплата, руб. |
|
647 |
52,21 |
58,18 |
Стесненность по ОЗП, руб. |
10,0% |
64,7 |
|
|
Стесненность по ЭМ, руб. |
10,0% |
6,8 |
|
|
Прямые затраты, руб. |
|
2526,5 |
|
|
Полный расчет смет дан в приложении. |
Таблица 8.
Региональных индексов пересчета сметной стоимости строительства на 1 января 2005 года. |
||||
|
% |
Цены на 2005г. Min |
Цены на 2005г. Max |
Средние цены на 2005г. |
Материальные затраты, руб. |
|
87191,40 |
117708,39 |
102449,90 |
Эксплуатация машин, руб. |
|
3204,16 |
4165,41 |
3684,78 |
Основная зарплата, руб. |
|
33779,87 |
40535,84 |
37157,86 |
Стесненность по ОЗП, руб. |
10,0% |
3377,99 |
4053,58 |
3715,79 |
Стесненность по ЭМ, руб. |
10,0% |
3377,99 |
4053,58 |
3715,79 |
Прямые затраты, руб. |
|
130931,40 |
170516,81 |
150724,11 |
Накладные расходы от зарплаты, руб. |
|
36762,48 |
44114,98 |
40438,73 |
Итого |
|
167693,88 |
214631,79 |
191162,84 |
Плановые накопления, руб. |
12,0% |
20123,27 |
25755,81 |
22939,54 |
Итого |
|
187817,15 |
240387,60 |
214102,38 |
Временные здания и сооружения, руб. |
1,5% |
2817,26 |
3605,81 |
3211,54 |
Итого |
|
190634,41 |
243993,42 |
217313,91 |
Зимнее удорожание, руб. |
1,9% |
3622,05 |
4635,87 |
4128,96 |
Итого |
|
194256,46 |
248629,29 |
221442,88 |
НДС |
20,0% |
38851,29 |
49725,86 |
44288,58 |
Всего, руб. |
|
233107,75 |
298355,15 |
265731,45 |
Полный расчет смет дан в приложении. |
Таблица 9.
Оценка КУГИ инвестиционных проектов |
|||||
|
Всего м2 |
к-во мес. |
Цена 1м2.руб. |
Годовая цена, тыс.руб. |
Всего инвестиции, тыс.руб. |
Min |
199,07 |
12 |
112 |
267,55 |
159,44 |
MX |
199,07 |
12 |
248 |
592,43 |
265,73 |
Max |
199,07 |
12 |
384 |
917,31 |
372,02 |
Таблица 10.
Сценарии по показателю NPV |
||||||
Год |
Сценарий №1 |
Сценарий №2 |
Сценарий №3 |
NPV Сценарий №1 |
NPV Сценарий №2 |
NPV Сценарий №3 |
0 |
-186,0 |
-265,7 |
-345,5 |
4400,6 |
2696,4 |
992,3 |
2005 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
2992,1 |
1800 |
607,98 |
2006 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
2131,1 |
1255 |
378,91 |
2007 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
1575,5 |
905,52 |
235,53 |
2008 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
1200,6 |
671,4 |
142,18 |
2009 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
938,01 |
508,73 |
79,456 |
Рис. 5. График NPV инвестиционного проекта по трем сценарным вариантам |
Таблица 11.
Сценарии по показателю PI |
||||||
Год |
Сценарий №1 |
Сценарий №2 |
Сценарий №3 |
PI Сценарий №1 |
PI Сценарий №2 |
PI Сценарий №3 |
0 |
-186,0 |
-265,7 |
-345,5 |
2877% |
1115% |
360% |
2005 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
2181% |
845% |
273% |
2006 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
1721% |
667% |
215% |
2007 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
1401% |
543% |
175% |
2008 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
1171% |
454% |
146% |
2009 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
999% |
387% |
125% |
Рис. 6. График PI инвестиционного проекта по трем сценарным вариантам |
Таблица 12.
Сценарии по показателю MIRR |
||||||
Год |
Сценарий №1 |
Сценарий №2 |
Сценарий №3 |
MIRR Сценарий №1 |
MIRR Сценарий №2 |
MIRR Сценарий №3 |
0 |
-186,0 |
-265,7 |
-345,5 |
95,8% |
62,0% |
29,2% |
2005 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
103,8% |
68,6% |
34,4% |
2006 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
112,0% |
75,4% |
39,9% |
2007 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
120,4% |
82,3% |
45,4% |
2008 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
129,0% |
89,4% |
51,1% |
2009 |
917,3 |
592,4 |
267,6 |
137,7% |
96,6% |
56,8% |
Рис. 7. График MIRR инвестиционного проекта |